Первый этап распределения инвестквот запустили в 2017 году. Тогда отдельным заводам досталось 20% общего допустимого улова (ОДУ) сельди и минтая, пишет kp.ru. За это коммерсанты взяли на себя обязательства по покупке рыболовных кораблей и строительству перерабатывающих предприятий. Три года назад состоялся аукцион, на котором разыграли 50% крабовых квот. Победившие на нем предприниматели тоже обязались приобрести дополнительные суда-краболовы. Программа обошлась рыбакам где-то в 403 миллиарда рублей «инвестиций».
В 2023 году Министерство сельского хозяйства Российской Федерации собирается выделить под инвестиционные квоты еще 24% ОДУ сельди и минтая. Помимо этого, на аукционе разыграют оставшиеся у фирм 50% квот на краба и 100% дальневосточных моллюсков. Аналитики министерства рассчитали, что это принесет казне порядка 200 миллиардов рублей. Еще 300 миллиардов рублей участники второго этапа обязаны вложить в строительство кораблей, предприятий и прочих объектов.
В случае принятия проекта закона на Дальнем Востоке уже в будущем году из-за отсутствия ресурса закроются 34 крабодобывающих предприятия и 39 субъектов малого и среднего бизнеса, занимающиеся добычей морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга. У небольших организаций нет средств для конкуренции с гигантами рыбной отрасли, как сообщили в профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
РСПП в конце марта отослал в правительство письмо, которое содержало отрицательный отзыв на законопроект. Члены комиссии предлагали свой вариант регулирования отрасли. Звучала инициатива повысить налоги путем увеличения ставок сбора за краба. В РСПП подсчитали, что такой вариант принесет бюджету те же 200 миллиардов рублей. При этом трудящиеся в отрасли компании продолжат добывать дары моря и сохранят рабочие места.
Общественная организация по защите малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» также негативно относится к законопроекту о втором этапе инвестквот. В объединении считают, что после принятия документа закроются более 100 субъектов малого и среднего бизнеса. Суммарно они лишатся более 260 миллиардов рублей.
По мнению экспертов, новая государственная программа обеспечит преимущество нескольким крупным игрокам, находящимся в лучшем финансовом состоянии. Аналогично проходили залоговые аукционы середины 90-х годов. Тогда крупные активы попали в частные руки. Заводы у государства «купили» коммерческие банки за государственные же средства. Так в одних руках сконцентрировались целые отрасли. В наши дни банки «накачивают» государственными деньгами частные компании, превращая их в монополистов.
В сложившейся ситуации большую важность имеет позиция Счетной палаты. Ее аудиторы уже находили крупные недочеты в аукционах. Конкурсы не достигли основной цели — увеличения поступлений в казну и развития конкуренции. В Счетной палате подчеркивают, что новых игроков на данном рынке почти не появляется.
Если по итогам аудиторской проверки выяснится, что «путь инвестквот» вреден, а второй этап уже запустят, рыбная отрасль станет монополией, а все квоты окажутся в руках 3–5 организаций. Не зря к результатам и последствиям инвестквот проявляет интерес и Генеральная прокуратура России.
Свежие комментарии