На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

56orb

224 подписчика

Свежие комментарии

  • gumar aydanov
    Земля тебе пухом Санёк с самого первого класса мы с тобой со 2й гимназии, потом в 16 школе до 10 класса. Я в 20 кое-к...В Оренбурге от ко...
  • Александр
    Да там все давно подменили.В Оренбуржье в Аб...
  • Галина Друзина
    Конечно, надо всем одинаково платить!Выплаты мобилизов...

Жёлтый снег и факела в Казахстане: следят ли за экологией в соседней республике?

Тонны пыли и песка поднялись на пятикилометровую высоту в снежные облака сильные пылевые бури. А вместе с ним подняли и вопрос — что ещё нам может «забрасывать» с территории соседней республики?

Нефтегаз как основа экономики

Казахстан — одно из крупнейших государств на постсоветстком пространстве с хорошо развитой нефтегазовой отраслью. В приграничных с нашей областью районах там идёт активная нефтегазодобыча. Близ Илекского и Ташлинского района разрабатывается крупнейшее Карачаганакское газоконденсатное месторождение и нефтеносная Чинарёвская залежь.

На границе с Первомайским районом соседи разрабатывают Приграничное и Рожковское месторождения. Последнее, кстати, расконсервировали совсем недавно.

При этом коллеги из соседней республики рассказывают, что там, как и у нас, тоже активно занимаются популяризацией экологических мероприятий и строят системы мониторинга. Также, как и в России, в РК работает постов экологического мониторинга.

Но в отличие от нас, обслуживанием казахстанских экопостов, как правило, занимаются отдельные подрядные организации. Обычно — иностранные. Например, государственный эко-портал казахстанцам делали финны, используя собственные алгоритмы и программные решения. Впрочем, там вообще практически весь нефтегаз ведут западные компании. Неудивительно, что и за экологией тоже следят иностранные специалисты.

Следует отметить также, что в экономике Казахстана нефтегаз играет существенно более значимую роль, чем в экономике России. При населении Казахстана в 18 млн. человек там добывают около 1,8 млн. баррелей нефти и конденсата в сутки. В России при населении в 149 миллионов человек — около 9,9 млн. баррелей. То есть на одного россиянина приходится 24 барреля добытой нефти в год, а на одного казахстанца — 39 баррелей. Почти вдвое больше. При этом 44% поступлений в бюджет соседней республики дают как раз углеводороды. В России, по данным Счётной палаты РФ, эта доля — 28%.

Экологические некоммерческие организации и эко-блогеры работают как в России, так и в Казахстане. Но активность их в соседней республике существенно меньше, чем у нас. Это связано и с ментальными особенностями соседней страны (восток — дело тонкое!), и с тем, что там более уважительное отношение к отрасли — кормилице.

Яркий пример — город Аксай, центр газодобычи Карачаганакского месторождения. В социальных сетях там появляются сообщения о запахе сероводорода, но массовых истерик из-за этого нет. Жители, 70% которых работает как раз на карачаганакских скважинах, понимает — не будет тут добычи — не будет ничего.

Без ЧП не обоходится

Впрочем, конечно, без экологических скандалов не обходится и у соседей. Один из недавних примеров — жалобы жителей села Петрово Январцевского сельского округа Западно-Казахстанской области. От этого села до границы Первомайского района и оренбургского села Рубежинского — полтора десятка километров.

На окраине Петрово с прошлого года расконсервировали скважины Рожковского месторождения и проводили отжиги газа, пугая жителей огромным факелом на краю села. После отжига, как пишут очевидцы, стояла сероводородная вонь и серый туман.

Однако в официальных комментариях сообщается, что Минэнергетики РК давало разрешения на отжиги, а с селянами проводили соответствующие публичные слушания. Данных же о загазованности нет — исследования не проводили, так как «не было заявлений на это от жителей», пишет местное издание «Уральская неделя».

Вспоминают в Казахстане и шестилетие трагедии в посёлке Берёзовка в Западно-Казахстанской области, близ скважин Карачаганакского месторождения и всего в 25 километрах от сёл Луговое и Берёзовка Илекского района.

Тогда, 28 ноября 2014 года, 25 детей и 4 учителя в местной школе прямо во время занятий потеряли сознание и экстренно были госпитализированы. Врачи констатировали у них сильное отравление, детей отправили на лечение в Москву.

Родители же обвинили во всём компанию Карачанагак Петролеум Оперейэтинг (КПО) — оператора месторождения. Было возбуждено уголовное дело, которое, впрочем, закончилось ничем: виновных не нашли, равно как и не доказали причастности КПО к отравлению.

Бурное развитие юго-западного нефтегазоносного кластера как со стороны Оренбуржья, так и со стороны Западно-Казахстанской области всё чаще будет поднимать вопросы — «от кого тянет шлейфы». И здесь давно уже пора проработать вопросы о создании единой системы экологического мониторинга и контроля за состоянием атмосферы.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх