На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

56orb

224 подписчика

Свежие комментарии

  • gumar aydanov
    Земля тебе пухом Санёк с самого первого класса мы с тобой со 2й гимназии, потом в 16 школе до 10 класса. Я в 20 кое-к...В Оренбурге от ко...
  • Александр
    Да там все давно подменили.В Оренбуржье в Аб...
  • Галина Друзина
    Конечно, надо всем одинаково платить!Выплаты мобилизов...

Ни кумыса, ни воздуха. В Оренбуржье закрыты здравницы для больных туберкулезом

Фактически система санаторно-курортных учреждений по фтизиатрическому профилю в этом году в регионе оказалась в полном локдауне. И если провал сезона прошлого года ещё можно было списать на коронавирус, то катастрофическую ситуацию года нынешнего уже не оправдать ничем.

Будь здоров, не кашляй!

Оренбуржье со своим сухим степным климатом и обилием ковыльных трав вкупе с относительно неплохо развитым коневодством считается прекрасным местом для устройств кумысолечебниц. Воздушный «коктейль», созданный самой природой, благотворно влияет на легочную систему и способствует усилению иммунитета. А кумыс, который получают из молока кобылиц, усиливает этот лечебный эффект.

Недаром ещё с пушкинских времён чахоточным больным врачи прописывали лечение именно в степях Оренбуржья. Говорят, два месяца, проведённых на свежем воздухе и минимум полтора литра кумыса ежедневно поднимают на ноги даже больных с большим процентом поражения лёгких палочкой Коха.

Однако мест, где сейчас больные туберкулезом могу поправить свое здоровье с помощью степного воздуха и кумыса в области попросту нет. До недавнего времени лечение проводилось в детском санаторном лагере «Джанетовка» в Сакмарском районе и в двух санаториях Новосергиевского района — «Степной маяк» и «Красная поляна».

Один из старейших кумысолечебных санаториев России «Степной маяк» раньше носил название «Царский дар». Он был основан ещё в 1898 году, и считался в XIX веке элитным. После октябрьской революции лечебное учреждение национализировали, и он получил статус всесоюзного.

Санаторий во времена Советского Союза принимал по 325 отдыхающих в смену и был довольно популярен не только среди больных туберкулёзом, но и страдающих профессиональными заболеваниями. Однако с начала 90-х началось постепенное его ветшание. Часть домиков закрыли, сократив число мест до 250. А в 2014 году «Степной маяк» — «погас»: его закрыли сначала вроде как на реконструкцию, которая в итоге до сих пор так и не началась.

Прости нас, Джордж!

Нерадостно выглядит история и ещё одного легендарного лагеря-санатория фтизиатрического профиля «Джанетовка». Его основал в 1884 году шотландский врач Джордж Каррик, который был просто потрясён целебным потенциалом мест в Сакмарской степи. Санаторий он назвал в честь своей племянницы Джанет — и название это сохранилось сквозь века.

Летом 1917 года в «Джанетовке» прошёл курс лечения от туберкулёза Феликс Дзержинский, тогда ещё малоизвестный член молодой партии большевиков. Степной воздух и пьянящий кумыс пошли Феликсу Эдмундовичу на пользу. Не пройдёт и трёх месяцев, как он с новыми силами включится в партийную работу и окажет колоссальное влияние на ход российской истории после октябрьской революции.

С 70-х годов прошлого века «Джанетовка» перестраивается полностью на приём детей. В 1984 году, на 100-летие лагеря сюда приезжала внучка Джанет Каррик — Фелисите Эшби.

С трудом, но пережив «лихие 90-е» детский лагерь продолжал каждый год принимать юных отдыхающих.

В 2014 году здесь состоялась большая реконструкция. На неё было выделено из областного бюджета 36 млн. рублей (почти 70 миллионов в пересчёте на нынешние цены). Был построен новый корпус, заменены окна, отремонтирована столовая…

Но сегодня лагерь не работает. В 2020-м первые две смены не принимали из-за коронавируса, надеялись, что заработает третья смена, однако подготовиться к ней так и не успели. В этом сезоне коронавирусные ограничения частично сняты, можно бы работать — но лагерь закрыт. Дозвониться до администрации невозможно, а в приёмной тубдиспансера (именно в его ведомстве находится лагерь) журналиста 56orb «отфутболивали» то к одному, то к другому специалисту, так внятно и не объяснив, когда «Джанетовка» примет первых ребят.

Мы побывали в лагере — он абсолютно пуст, хотя и не заброшен. До «Джанетовки» до сих пор нет нормальной дороги с твёрдым покрытием, только грунтовка, уже начавшая зарастать кустарником. Зато вокруг территории лагеря произведена опашка от пожара. Но внутри лагерь к сезону явно не готовили. Питьевой фонтанчик зарос травой, на фронтоне отремонтированного в 2014 году центрального корпуса следы неухоженности — там сорвало часть обшивки и выбило слуховое окно.

Жители ближайшего села Янгиз-Марьевка, откуда немало персонала там работало, говорят, что лагерь в этом году не получил сертификат Роспотребнадзора. В условиях не до конца снятых ограничений по коронавирусу нужно было предпринять ряд дополнительных мер — например, установить дозаторы с санитайзерами, закупить обеззараживатели воздуха и т. д. Но на это денег не нашлось.

Вытоптанная поляна

Самым известным кумысолечебным санаторием Оренбуржья до недавнего времени была «Красная поляна» в одноименном поселке Новосергиевского района. Каждый год с 15 мая по 15 сентября здесь принимали взрослых пациентов по фтизиатрическому профилю.

Это место тоже с богатой историей. Санаторий был построен еще в 1903 году купцом Суховиловым. Сначала, как и «Степной маяк», являлся частной кумысолечебницей. После установления Советской власти он был национализирован и до 1966 года имел статус всесоюзной здравницы, куда приезжали лечиться со всего Советского Союза. Санаторий был в подчинении Куйбышевского территориального управления курортов, санаториев и домов отдыха Минздрава РСФСР.

С 1966 года санаторий стал иметь областное значение, сейчас он подчиняется Министерству здравоохранения Оренбургской области. Сюда по путёвкам фтизиатрические диспансеры Оренбургской области направляют больных для реабилитационного лечения.

Рассчитанная на 250 койко-мест, кумысолечебница ежегодно принимала в летний сезон по 600-700 гостей, желающих укрепить свое здоровье полезным климатом, процедурами и кумысом. Больные размещаются в отдельных домиках, по 2-5 палат в каждом. Таким образом соблюдается принцип минимального контакта и предупреждения инфицирования выздоравливающих. На территории есть 2 лечебных корпуса, в которых размещаются клинико-диагностические кабинеты и ординаторские. В отдельных зданиях располагались рентгенкабинет, ингалятория, кабинет трудотерапии, библиотека, раздача кумыса; баня и прачечная, регистратура.

Кстати, санаторий до сих пор значится как действующий и на официальном сайте Минэкономразвития и туризма Оренбургской области. Вот только это, мягко говоря, не совсем соответствует действительности. «Красная поляна» второй год подряд не принимает гостей, и причина всё та же: сначала коронавирус, затем — полная неготовность к сезону — 2021.

Вообще говоря, заявленный на сайте Миэкономразвития как один из перспективных туристических направлений, фактически этот санаторий представляет собой «привет из советского прошлого». Любителям поностальгировать о временах Брежнева и позднего СССР — как раз велкам. Гостей из года в год все так же встречают обшарпанные от времени бюсты вождей, покосившиеся уличные туалеты, а в номерах — продавленные кровати с панцирной сеткой. Капитального ремонта здесь не было долгие десятилетия: краска на деревянных домиках облезла, штукатурка облупилась. Тем не менее санаторий продолжал работать и принимать отдыхающих.

По словам местных жителей, которые здесь работают, на отдых в Красную поляну люди приезжали скорее вынужденно за неимением альтернативных вариантов. Кумыс и аромат трав — это прекрасно, но вот туалет сельского типа «дырки в полу» и летний душ с баком, где вода нагревается солнцем (если оно есть) — так себе удовольствие.

Пациент скорее жив?

Минздрав области между тем хранит сдержанный оптимизм по части восстановления былого кумысолечебного наследия. Во всяком случае, относительная ясность дальнейшей судьбы есть именно у «Красной поляны».

— В этом году санаторий будет закрыт на капитальный ремонт и благоустройство территории. Услуги кумысолечебницы сегодня востребованы не только жителями Оренбургской области, но и гостями из других регионов. Поскольку возможность финансирования есть, думаем, что санаторий в скором будущем снова заработает, — обнадежили в Минздраве.

И всё бы хорошо, да вот точно такие же обещания были даны ещё семь лет назад бывшим губернатором области Юрием Бергом. Летом 2014 года на базе «Красной Поляны» было проведено совещание как раз на предмет развития климатокумысолечебного направления в регионе.

Губернатор тогда заявил, что восстановление уникального санатория пойдет методом народной стройки: каждый муниципалитет будет отвечать за определенный объект. Кто-то восстановит пару домиков, кто-то — кумысную, кто-то — облагородит территорию. Но чудесного воскрешения не случилось. По прошествии лет пациент оказался «скорее мёртв, чем жив…»

Между тем только в Оренбургской области в санаторном лечении по фтизиатрическому профилю нуждаются более 3000 человек. Плюс к тому закрытие лечебниц нанесло тяжелейший удар по производителям кумыса. Раньше санатории были стабильным рынком сбыта свежего кумыса. А сегодня хозяйства просто избавляются от кобылиц, так как продукцию некуда девать.

Молокозаводы области не принимают кобылье молоко и не выпускают бутилированный кумыс. На рынках в бутылках есть только привозной из Башкирии, но его цена уже доходит до 200 рублей за литр. Под угрозой существования сама отрасль, которой так пыталась гордиться область, и которую хотели продвигать как одну из «фишек» региона.

Но пока — не получается.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх