О том, как стать успешным в творческой профессии, и можно ли в России заработать, придумывая книги для детей, мы поговорили с иллюстратором и детским писателем Анной Доброчасовой.
Анна родом из Оренбурга, но сейчас живет с семьей в Санкт-Петербурге. С детства она очень любила рисовать. Это увлечение и повлияло на выбор будущей профессии. Она закончила Оренбургское художественное училище по специальности художник-педагог, а теперь она успешный иллюстратор детских книг. Писать для детей Доброчасова начала несколько лет назад. Сегодня маленькие читатели с нетерпением ждут продолжения историй про любимых героев, которых придумала Анна.
— Вы по образованию художник-педагог. Работали ли когда-нибудь по профессии?
— К моему большому сожалению, поработать педагогом я не успела. Хотя хотелось попробовать себя в этой профессии. У меня была маленькая дочка, и я занималась ее воспитанием. Свой опыт рисования я передавала ей. Теперь она тоже художник.
— Как вышло так, что оформление детских книг вы стали совмещать с их написанием?
Толчком к этому стало знакомство с издателем Вадимом Мещеряковым. Он увидел мои работы на сайте иллюстраторов illustrators.ru и предложил мне самой написать историю по моим рисункам. На первое его сообщение я даже не ответила, но Вадим был настойчив и в ходе переписки все-таки убедил меня попробовать написать рассказ. Я пробовала, и это оказался тяжкий труд. Тем не менее спустя восемь месяцев получилась моя первая книжка «Апельсин».
— Откуда вы берете идеи и сюжеты для своих новых книг?
Мне в этом плане проще, потому что я иллюстратор и создаю рисунки, в которых уже есть сюжет. В первую очередь приходит образ, а затем я начинаю продумывать текст. Для меня важно сохранить этот эмоциональный образ на протяжении всего процесса создания книги. Так я стараюсь достучаться до детских сердец и вложить в каждую историю часть своей души.
— Писательство и иллюстрирование книг сегодня ваш основной вид деятельности?
— На сегодняшний момент, да, это главная моя работа, которая очень мне нравится. Это работа моей мечты, хотя, не скрою, порой бывает сложно.
— Возможно ли прожить на гонорары писателя или нужно заниматься чем-то параллельно?
— В начале пути было непросто. Приходилось совмещать работу в журналах и газетах. Но через пару лет я решила заниматься только авторскими книгами и иллюстрированием. Автору можно прожить на гонорары, если его книжки постоянно допечатываются, и если повезло с издателем.
— Как справляетесь, если нет вдохновения, а сроки сдачи материала горят?
— Важно выстроить доверительные отношения с редакторами. Если я немного задерживаю иллюстрации или текст, то мне идут навстречу. И дают пару дней отдыха. Именно это дает новые силы на творчество и работу. Иду гулять, смотрю кино, мультики или совсем ничего не делаю. Пару дней часто хватает, чтобы восполнить ресурс.
— Критика издателя, читателей расстраивает вас?
— Тут важно понимать, какая именно критика. Если она по делу, то прислушаюсь. Раньше, конечно, расстраивалась чаще. Издателя слушаю и доверяю его мнению, хотя среди читателей тоже есть те, кто помогает своей критикой.
— Что для вас важнее — денежная составляющая или удовлетворение от проделанной работы?
— Тут в первую очередь, конечно, кайф от проделанной работы. Так все творческие люди живут. Сам процесс тоже настолько увлекает, что хочется еще и еще. Гонорар вроде бонуса, который всегда приятно получать.
— Вы довольно активно ведете свою страницу в социальной сети: устраиваете розыгрыши, отправляете подарки читателям. Это зов сердца или дань времени, стремление таким образом популяризировать свое творчество?
— Я веду свою группу ВКонтакте всего пару лет. Для детского писателя и иллюстратора важно вести страничку, чтобы была обратная связь с читателями. Правда, времени у меня на это остается все меньше и меньше. В сообществе я просто делюсь своими мыслями, рисунками и новостями о новинках. Издательство мне очень помогает с книгами для призов. А вот открытки со своими иллюстрациями я сама печатаю, потому что очень люблю их. Подписчики и мои читатели часто просят меня прислать им пару открыток с моими иллюстрациями обычным бумажным письмом. В этом есть какая-то теплота. Дети и взрослые ждут маленькую весточку из Питера. Часто присылают мне в ответ свои рисунки и открытки тоже.
— Что для современного писателя показатель успеха? Когда его книжки начинают продавать на маркетплейсах, заказывают дополнительные тиражи или просят написать продолжение полюбившейся истории?
— Для меня лично признак успеха — это когда просят написать продолжение, особенно дети. Но все перечисленные вами варианты вместе работают на успех автора.
- Джоан Роулинг заработала на книгах о Гарии Поттере 1,5 млрд. долларов. Как думаете, реально ли автору в России повторить ее успех?
— Очень хочется в это верить!
Для справки:
Несмотря на большое количество детской литературы зарубежных авторов в русском переводе, самым издаваемым автором, по данным Книжной палаты РФ в 2020 году стал Корней Чуковский. Его бессмертные книги про Бармалея, Мойдодыра, Муху-Цокотуху и других хорошо знакомых всей малышне героев разошлись тиражом более чем в 1,08 миллиона экземпляров.
На втором месте с тиражом более 900 тыс. экземпляров — Елена Ульева, автор в том числе и детских познавательных книжек.
По-прежнему популярны сказки Николая Носова о Незнайке (588 тыс. экземпляров) и повести Александра Волкова об Элли и героях Волшебной Страны. (557 тыс. экземпляров).
А вот самая издаваемая англоязычная детская писательница мира Джоан Роулинг в России — только на 6-м месте. Её истории о Гарри Поттере и загадочных тварях разошлись в прошлом году тиражом в 533 тысячи экземпляров.
Свежие комментарии