«Новые Известия» узнали у экспертов в области авиации, в чем же причина: в несовершенной конструкции самолёта или в ухудшившейся подготовке лётчиков?
По словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России Александра Гарнаева, у нас в стране давно полностью и до основания искоренена классическая система подготовки лётчиков.
Россия уже вообще не готовит профессиональных лётчиков много лет. Все лётчики, которые готовятся лётными государственными учебными заведениями Российской федерации, не научены летать на самолётах.— Их по четыре-пять лет учат чему угодно - бальным танцам, физкультуре, подметанию аллей, но не полетам. Просто нажимать на кнопочки на тренажерах - таких знаний недостаточно, так же, как для того, чтобы научиться плавать, недостаточно прочитать книжку о том, как надо плавать. Только после выпуска кто-то из них обучается, но этот фактор носит случайный характер - кое-кто так и не научится. В авиакомпаниях ведь кнопочные самолёты, которые управляются как в компьютерных играх. Но все выпускники - абсолютно не наученные люди, которые возят пассажиров до тех пор, пока не случается что-нибудь наподобие того, что произошло в «Шереметьево». Цифры часов налета на том же SSJ-100 не говорят ни о чем - человек может налетать тысячу часов, 10 000 часов, 20 000 часов, нажимая на кнопочки, а потом на 21-й тысяче часов у него произойдёт отказ.
Он считает, что в стране система подготовки гражданских лётчиков давно выкорчевана. Во всём мире есть три принципа подготовки. Первый - это частные учебные заведения, их большинство. Второй - это государственные учебные заведения, там готовится около 20% летчиков и третий - это уже после того как человек получивший такую подготовку, проходит летную работу, начиная от простых самолётов к более сложным.
В России ликвидирован пласт авиации среднего и малого класса, также вся прослойка частных учебных заведений, и на этом фоне полностью деградировали государственные.
За трагедию в «Шереметьево» несёт ответственность всё государство - Российская федерация, а «Аэрофлот» - это лишь одна из авиакомпаний, которая живет по его законам, это часть России
Валерий Постников, исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий:
- В силу своего служебного положения и 35-летней работы в области расследований могу сказать, что в крупных авиакатастрофах обычно не бывает основной причины, кроме тех, которые выдумывают журналисты и следователи. У нас в Интернете уже собрали 120 тысяч подписей под петицией с просьбой запретить полёты SSJ-100, но мне стыдно, что столько людей под воздействием эмоций готовы подписать что угодно. А если происходит автомобильная авария - надо что - запрещать автомобили?
Постников отметил, что 20 лет назад летчиков обучали летать на совсем других самолетах, которые разрабатывались 30-40 лет назад. Это была совершенно другая эпоха с другой техникой и другие люди, жившие в совершенно другой стране с более жестким соблюдением норм и правил. Сейчас всё изменилось, поэтому нельзя сказать, что лётчиков готовили раньше лучше, чем сейчас.
Еще 30 лет назад «Буран» летал в Космос в автоматическом режиме - взлетел, сделал круг над планетой и вернулся и приземлился в плохую погоду. Уже тогда предположили, что может быть стоить обойтись без пилота? Но когда посчитали, во сколько обойдется такая система, вышло очень дорого. Однако количество людей в экипаже сократилось с 5 до 2 человек.
При полете на цифровом борту лётчик работает по 5-7 минут, а остальное за него все делает автоматика. Бывает так, что при нажатии кнопки автоматика не отвечает. Летчик оказывается один на один с машиной, которой нужно управлять вручную, и многое вспоминать, из-за чего возникает психологическая паника.
Американцы в таких случаях ищут недостатки программ обеспечения, чтобы устранить их. Но и в Америке не будут усиленно учить, как это было раньше, сажать огромные самолеты вручную. Это слишком дорого - для этого надо вначале тренировать человека на тренажерах, а потом обязательно в натуральных условиях, с пилотом-инструктором. Поэтому из оператора будут делать лишь более совершенного оператора.
Сейчас больше часов по обучению пилотов выделяется по их подготовке на тренажерах и меньше в полетах, а это разные вещи. Люди не должны не забывать, что иногда возникают моменты, когда самая совершенная автоматика не помогает,. Ну, попала молния в самолет, но он же не вышел из строя? Иначе он бы просто не прилетел в «Шереметьево» - двигатели работали, машина села на полосу. В конечном итоге ответственность за произошедшее несет авиакомпания «Аэрофлот», и уж точно не несет ответственности авиакомпания «Сухой». Не стоит забывать, что это все-таки первый международный проект в российском авиапроме, в нем как минимум на 60% нет никакого импортозамещения
Роман Таскаев, заслуженный летчик-испытатель, Герой России:
- Подготовка летчиков осуществляется в соответствии с документами, которые утверждены на федеральном уровне. Другой вопрос, что у меня, как у летчика, есть претензии к подготовке. По больше части из-за экономии средств она осуществляется на тренажерах, и при этом по многим параметрам, там, где мы посчитали необходимым участие летчиков-испытателей, чтобы мы показывали какие-то отказные моменты в полете - на такой контакт авиакомпании не идут, считая что это дорого. А ведь наверняка какие-то вещи будущим лётчикам надо показывать на живом самолёте, а не на тренажёре.
Если подготовка проходит в «Аэрофлоте», который считают ведущей авиакомпанией страны, то ссылки на нее принимают и другие авиакомпании, которые имеют значительно меньше средств. Средства на подготовку пилотов выделяет сама авиакомпания, хотя свои требования могла бы сформировать и Росавиация. Однако сами летчики отвечать за свой уровень подготовки не могут
Вадим Лукашевич, авиаконструктор, бывший сотрудник ОКБ «Сухой»:
- Летчики сегодня действительно не готовы летать в ручном режиме. Тренировок на тренажерах во время обучения им не хватает, а когда они уже начинают работать - им тоже запрещают переключаться на ручной режим "во избежание". У командира самолета хоть и формально есть 1500 часов налета на этом типе воздушного судна, но опыта полетов в ручном режиме почти нет. Всей полнотой информации владеет только сам личный состав, но надо понимать, что это закрытая каста и информация просачивается с трудом.
У нас летчиков выпускают училища, сертифицирует Росавиация, а подготовку поддерживает авиакомпания, в данном случае "Аэрофлот". То есть, здесь целая цепочка. А в целом - бардак. Недавно, например, был скандал, когда Росавиация у многих летчиков отняла дипломы и теперь они ходят по судам, добиваются их возвращения.
Вообще в последней катастрофе, на мой взгляд, виноваты все. Даже то же обучение на тренажерах -у нас и нормальных тренажеров почти нет. Мы сами их не выпускаем, заказываем за рубежом. И когда у тебя летает «Боинг», то понятно - просто берешь соответствующий тренажер. А есть ли у нас тренажер, который может имитировать все внештатные ситуации на всех типах машин? Судя по тому, что я читаю в соцсетях - нет или всего один. А судя по тому что в "Аэрофлоте" 100 экипажей и всего один тренажер? И чему они тогда там учатся? Правда это или не правда - я не знаю, но то, что там ситуация больная - это видно. И за все это отвечает «Аэрофлот».
Недавно я прочитал статью о том, сколько денег «Аэрофлот» тратит на имидж. И при этом целые сутки не смогли у себя на сайте поместить не то что список фамилий жертв катастрофы, но даже их количество. Когда уже Следственный комитет назвал цифры. И выходит, что люди тратят по 800 млн рублей на создание себе имиджевой репутации, но при этом как что случилось - и кроме бортпроводников похвалить некого. И у них сразу и акции упали, и пассажиры отказываются летать на SSJ-100.
В таких ситуациях надо вести себя особенно трепетно. Как поступает тот же «Боинг»? Когда их самолет упал в Эфиопии, авиакомпания вывесила сначала очень большое соболезнование, заверила что сделают все необходимое, чтобы самолет стал еще безопаснее, изменили методику обучения пилотов и все это делалось публично. И "Аэрофлоту" это надо было делать также, а не говорить что на 55 секунд перевыполнили норматив времени на эвакуацию, в то время как больше половины пассажиров у них сгорели заживо. Ребята, вы вообще о чем думаете? Нормальные пиарщики и маркетологи есть? Которые должны сейчас бы бегать за родственниками и предлагать им хотя бы достойные компенсации.
За квалификацию пилотов, включая заказ тренажеров специально под SSJ-100, за готовность самолета к вылету, его техническое состояние - за все это отвечает только авиаперевозчик. И отчасти Росавиация, которая дает «Аэрофлоту"» сертификацию.
Свежие комментарии