На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

56orb

224 подписчика

Свежие комментарии

  • gumar aydanov
    Земля тебе пухом Санёк с самого первого класса мы с тобой со 2й гимназии, потом в 16 школе до 10 класса. Я в 20 кое-к...В Оренбурге от ко...
  • Александр
    Да там все давно подменили.В Оренбуржье в Аб...
  • Галина Друзина
    Конечно, надо всем одинаково платить!Выплаты мобилизов...

Врачей на вахту, пациентов по эстафете. Что будет после реформ больниц в Оренбуржье

Минус один город в год

Для раскрытия темы нужно провести небольшой «ликбез»: а как, собственно, финансируется медицина в России вообще и в Оренбуржье в частности? Львиная доля средств, на которые содержатся больницы и с которых получают зарплаты врачи, поступает к нам из территориального Фонда обязательного медицинского страхования (структура Федерального ОМС).

Отчисления в ФОМС направляют с зарплат работающих граждан, а затем Фонд выделяет деньги на медицину, исходя из числа жителей данной территории.

Однако проблема в том, что в Оренбуржье год от года снижается количество граждан, официально зарегистрированных в системе ОМС. Так, на 2021-й год численность установлена на 30 тысяч человек меньше, чем в 2020-м. То есть фактически из нашего региона «выбыл» целый город — такой, например, как Сорочинск.

Соответственно, снижаются лимиты ФОМС на оренбургскую медицину. Формально размер суммы, которая зарезервирована Фондом для нашей области на этот год, больше на 1,8%, чем в 2020-м. Однако с учётом прогнозной инфляции в размере порядка 4%, получается, что фактически мы недополучим в реальных деньгах около 2,4% от сумм прошлого года.

Получается тупиковая ситуация: меньше населения — меньше денег. Более того, по нормативам ФОМС существуют и лимиты на штатные единицы врачей, особенно узких специалистов. Например, лор-врач и окулист положен один на 20 тысяч населения. Аллерголог, ревматолог — один на 100 тысяч. Вот и получается, что даже для Оренбурга на весь областной центр положено всего по 4-5 аллерголога. А, например, один ревматолог — на пять (!) небольших районов области, таких, например, как Кваркенский или Красногвардейский.

И с учётом сокращения населения уменьшаются и возможности для содержания таких ставок узких специалистов.

Именно поэтому Минздрав области и затеял реформу отрасли, главный смысл которой — объединить райбольницы в малых районах, создав систему межмуниципальных лечебных учреждений. При том районные больницы перестанут быть самостоятельными юрлицами, и станут подразделениями вышестоящих лечебных центров. Как уверяет министр здравоохранения Татьяна Савинова, это наиболее рациональный путь сохранения отрасли.

Эстафета для пациента

Следствием из проводимых реформ будут довольно необычные практики. Например, планируется создание трёх зон — Запад, Центр и Восток для станций «Скорой помощи».

Татьяна Савинова объясняет: в маленькой больнице в день приходит по 7-10 вызовов, и невозможно при таких условиях создать полноценную диспетчерскую, слишком дорого. Логичнее сделать три центра на всю область, исходя из особенностей логистики и плотности населения.

При этом активно будет использоваться при необходимости так называемая «система рандеву», когда пациента по пути следования будут пересаживать из одной машины «Скорой» в другую. Передавать, так сказать, по эстафете. Это позволит более рационально использовать парк неотложек, не гоняя и не отвлекая их экипажи за пределами своей зоны ответственности.

Сами чиновники уверяют, что «система рандеву» — распространённая практика, и ничего страшного в ней нет. Возможно, спорить не станем. Но выглядит и в самом деле странновато.

Уролог — вахтовым методом

Или вот ещё одна не совсем обычная, во всяком случае для медработников, практика — работа вахтовым методом. По словам министра, раз не получается по нормативам иметь, допустим, штатного уролога или эндокринолога для больницы в условной Матвеевке, то врачей туда надо отправлять… на вахту! По графику, допустим, пару раз в месяц на 5 дней будет приезжать тот же уролог из укрупнённого медицинского центра в Абдулино. Отработал своё — вернулся обратно, и через некоторое время — по новой.

По расчётам чиновников, это — вариант, как уложиться в сжимающиеся рамки финансирования и сохранить доступность медпомощи для людей. Чтобы не пациент ехал за 200 километров к доктору, а доктор — к пациенту.

Справедливости ради такая вахтовая схема давно, ещё с советских времён, работает в территориях с низкой плотностью населения, например, в Якутии или на Чукотке. Там целыми больницами переезжают из района в район.

Но Оренбуржье всё-таки не крайний север, а Матвеевка — не стойбище в районе Уэлена. Хотя с такими темпами оттока населения ещё неизвестно, где депопуляция больше…

Сокращения будут, но медперсонал останется

Главный вопрос реформы — будут ли сокращать людей? Татьяна Савинова отвечает на него лаконично: сокращения коснутся только административного персонала, врачи, медёстры, фельдшеры — все останутся на своих рабочих местах в тех же самых больницах. Только вывески поменяются.

Кстати, врачи оренбургских больниц уже получили уведомления о переводе в новые лечебные учреждения. «Перевод» в данном случае — не в физическом, а в административном смысле.

Однако порядка 70 человек — бухгалтеров, кадровиков и т. д. всё-таки будут уволены насовсем. Так же возникает вопрос о дальнейшей судьбе главврачей объединяемых больниц. В Минздраве обещают, что они все тоже останутся работать, но, понятно, что уже не главврачами, и не на такую зарплату, что была ранее.

И тут тоже масса вопросов: а захотят ли они вообще после этого оставаться на прежнем месте? Да и вообще в регионе? А если вслед за своим главврачом потянутся и другие специалисты? Всё-таки в сельских больницах коллективы очень сплочённые, все друг с другом работают много лет, дружат семьями. Главврач в районе — это всегда особый человек — и с особым к нему отношением.

На соответствующий вопрос корреспондента 56orb.ru Татьяна Савинова заверила, что предварительная работа с каждым уже проведена и конфликтов быть не должно. Все понимают непростую ситуацию, которая сейчас складывается, и готовы к переменам.

Хочется верить, но ряд собственных источников сообщает, что недовольство происходящим в медицинской среде тоже есть. По всякому можно называть проводимые реформы, но суть-то и причина одна: дефицит средств. И как не дели медицинский «пирог», но если он становится меньше год от года — результат всё равно окажется негативный.

Кардинальных перемен можно достичь лишь пересмотрев лимиты и нормативы финансирования, наконец, пересмотрев в принципе всю систему оплаты медуслуг через ФОМС. Но для этого нужна политическая воля на самом высоком федеральном уровне, чтобы малые города и отдалённые регионы были, наконец, замечены и услышаны.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх