Приватизация 90-х будоражит умы россиян. По мнению некоторых, несправедливое «разбазаривание» Родины не должно кануть в Лету, а нажившимся на масштабной распродаже нынешним олигархам стоит заплатить по счетам. Оренбуржцы, ваучеры которых в свое время превратились из карет в тыквы, были бы не против вернуть сбережения.
Накануне 30-летия приватизации журналисты издания «Новые известия» поговорили с экспертами, которым задали главные вопросы, волнующие многих россиян, в том числе и оренбуржцев.Цены не сложили: почему предприятия отдали за бесценок
Приватизация, прошедшая в России в 90-х годах, породила многих нынешних олигархов. Непрозрачные правила присваивания госимущества привели к резкому росту благосостояния одних и полной нищете других. В результате богатеи сейчас продолжают наращивать миллионы, а рабочий класс получает копейки на приватизированных предприятиях.
Не у дел осталось и государство, которое недополучило триллионные доходы от приватизации: во-первых, реальную стоимость предприятий никто и не считал, а, во-вторых, космические суммы съела инфляция.
- Балансовая стоимость активов, продаваемых в ходе приватизации, была рассчитана по состоянию на 1 января 1992 г., то есть была как минимум в десятки раз ниже их реальной стоимости. По некоторым оценкам, страна недополучила в результате приватизации порядка 1,3 трлн. Рублей, - отмечает декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Безсмертная.
Среди дальновидных покупателей госсобственности оказались Владимир Потанин и Михаил Прохоров, купившие «Норникель», Михаил Ходорковский, приобретший 45% нефтяного гиганта «Юкос». Практически за бесценок можно было закупиться не только заводами и предприятиями, но и недвижимостью в престижных районах Москвы и Питера, а также самолетами. И все потому, что стране нужны были свободные деньги, считает директор КРОС по GR Пётр Кирьян.
- Не было банков или структур с большими финресурсами, чтобы играть на повышение цены приватизируемых объектов. А как можно было определить стоимость земли в Москве, которую более 70 лет никто не покупал и не продавал? Плюс на тот момент в стране практически не было иностранных инвесторов, которые могли бы поднять цены активов – они пришли в Россию позже, тогда же стали расти и цены.
Как всегда виноват Запад?
Бытует мнение, что в проведении приватизации в России были замешаны западные интересанты. Это логично: страна устроила невыгодную для себя распродажу имущества, и кто-то должен был быть в этом заинтересован. Политолог Сергей Марков уверен, без влияния Запада тут не обошлось.
- Планы приватизации делали, в том числе иностранные советники. Это я говорю как человек, который сам участвовал в обследовании планов приватизации. У американцев это была стандартная схема. Наверное, в некоторой степени политическая ответственность за приватизацию лежит на них. Мы проводили совместные исследования, которые показали, что бывшие госпредприятия после приватизации не демонстрировали повышение экономической эффективности.
Иностранцы в 90-е годы получили контроль над рядом российских стратегических промышленных предприятий. В частности в документах Счетной палаты указано, что некая компания из США «Nic and Si Corporation» посредством подставной фирмы купила пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Но снимать ответственности за приватизацию с российских чиновников не стоит: она осуществлялась непосредственно под их контролем и с их решений.
Одной из причин приватизации называют борьбу с политическим строем: новым реформаторам нужно было разрушить советскую плановую экономику и не дать коммунистам вернуться к власти. А другие эксперты считают, что разрешив приватизацию, государство просто переложило с больной головы на здоровую: вопросы занятости и выплаты зарплат стали проблемами нового руководства предприятий.
Что превратилось в тыкву, снова каретой не станет
Запрос на соцсправедливость есть и сейчас. Некоторые выступают за то, чтобы «отнять и поделить», другие – за пересмотр итогов приватизации. С такими предложениями выходили и члены Госдумы. И в некоторых случаях действия реально предпринимались: признали незаконной приватизацию «Башкирской содовой компании», а сейчас пытаются вернуть в госсобственность санатории в Минводах, которыми владеет израильская компания. Но найти форматы, в которых можно пересмотреть итоги приватизации очень сложно, даже не смотря на существующий запрос на это от общества. Опять же всегда будут недовольные: если владелец предприятия заплатит откупные, будут те, кто скажет, что он откупился по минимуму. Плюс есть вопросы о том, кто будет платить, если собственник у компании поменялся. Как же быть с инвестициями в обновление и развитие, которые внесли в предприятие собственники? Также принуждение собственников к выплате откупных точно негативно отразится на инвестиционном климате - а сейчас вот только этого еще не хватает, и так ситуация сложная.
Так что представлять обогащение за счет спрятанных под подушку ваучеров оренбуржцам не советуют. Хотя и есть бумаги, которые по некоторым подсчетам могут стоить пару сотен тысяч рублей за штуку. Это богатство эфемерное: получить ничего не удастся. Переиграть пьесу 30-летней давности новыми нотами точно не получится.
Свежие комментарии