На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

56orb

224 подписчика

Свежие комментарии

  • gumar aydanov
    Земля тебе пухом Санёк с самого первого класса мы с тобой со 2й гимназии, потом в 16 школе до 10 класса. Я в 20 кое-к...В Оренбурге от ко...
  • Александр
    Да там все давно подменили.В Оренбуржье в Аб...
  • Галина Друзина
    Конечно, надо всем одинаково платить!Выплаты мобилизов...

«Нам тут дураки не нужны!» Что происходит в Оренбурге с формированием 10-11х классов

В очередь за знаниями.

Ежегодно в начале лета в Оренбургской области получают аттестаты о неполном среднем образовании и покидают стены родных школ порядка 21 тысячи ребят. Треть от этого числа — в Оренбурге.

К сожалению, из-за демографической ямы сегодня наметился спад численности школьников — это следствие резкого падения рождаемости в 90-е годы. Поэтому за минувшие 15 лет количество выпускников сократилось, примерно на 18%. И хотя при наблюдении данных год к году, разница не столь заметна, общий тренд — налицо.

На этом фоне весьма любопытные данные приводит Управление образования администрации города Оренбурга. А именно — год к году спрос на обучение в средней общеобразовательной школе растёт. Проще говоря, всё больше ребят хотят заканчивать именно 10-11 классы, а не доучиваться в училищах, колледжах или техникумах.

Так, если в 2017-2018 учебном году общую школу выбрали 2322 ученика, то в 2018-2019 — 2430 учеников. Это — плюс 4,5%, и в условиях общего снижения числа школьников — цифра весьма солидная.

Отсюда можно сделать вывод: несмотря на популяризацию среднего профессионального образования, городские школьники всё равно стремятся доучиваться именно в 10-11 классе. И эта тенденция растёт год от года. Не помогают и увещевания о том, что рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием, а востребованы как раз рабочие специальности. Техникумы и училища в целом продолжают терять абитуриентов.

Есть, конечно, исключения — в отдельные ссузы конкурс традиционно высок. Но это — редкость.

Эксперты объясняют популярность школьного среднего образования форматом ЕГЭ. Дело в том, что сдав ЕГЭ в школе, можно затем разослать копии аттестата с баллами в пять различных вузов. В какой-нибудь — точно попадёшь.

А вот если ты получил среднее профессиональное образование в колледже (или аналогичном средне-специальном учебном заведении), то для поступления в университет ты сдаёшь обычные экзамены — и только в один вуз. Проще говоря, у выпускника сужается «окно возможностей»: провалился — всё, о высшем бесплатном образовании забудь. Повторно тебе ещё в четыре вуза поступать не разрешат.

Так же крайне сложно в этом случае поменять специальность. Если ты учился в кулинарном техникуме, то ещё есть шансы попасть на факультет пищевых производств вуза. Но если понял, что профессия повара — не для тебя, и захотел стать, к примеру, переводчиком или литературоведом — то велика вероятность, что просто «завалишь» внутренние экзамены.

Теоретически, конечно, можно и в колледже написать ЕГЭ, если подать до 1 февраля выпускного года соответствующую заявку. Но число таких желающих невелико: колледжи не «заточены» на подготовку к ЕГЭ так, как общеобразовательные школы. Там задача всё-таки дать ученику «ремесло в руки». Поэтому в Оренбурге сложилась негласная практика: если ребёнок идёт в 10-11 класс, то он точно нацелился получать высшее образование. Если же идёт в колледж — то далеко не факт, что продолжит потом обучение в универе.

Это, кстати, подтверждают и данные о поступающих в оренбургские вузы. «Школьников среди абитуриентов всегда было больше, чем выпускников ссузов. Это обычная практика», — подтвердили нашему изданию в пресс-службе Оренбургского госуниверситета.

Школьные «отбросы».

Однако, несмотря на ажиотажный спрос у оренбургских школьников (и их родителей) на продолжение обучения в 10-11 классе, вакантных мест в средней школе не хватает. Дело дошло до скандала: в Гимназии № 2, например, чтобы остаться учиться в старших классах, приходится проходить настоящий конкурс, который родители-остряки уже сравнивают с конкурсом в МГИМО, ГИТИС и МГУ, вместе взятых. Дети должны набрать баллы за успеваемость, участие в самодеятельности, школьных проектах, спорте, внутренних олимпиадах и т. д., и т. п. При этом не дотянул хотя бы пары баллов из 200 возможных — всё, прощай гимназия, здравствуй ПТУ!

Более того, как следует из информации, полученной от Управления образования, в Гимназии № 2 на 2019-2020 учебный год сформировано 60 мест в двух 10-х классах. Но гимназистов примут только на 54 из них, остальные — в резерве.

— Пункт 2.9 Порядка комплектования 10-х классов… допускает право руководителя образовательной организации иметь резерв до 15% от общего числа мест, сообщает начальник Управления образования города Нина Гордеева.

Проще говоря, совершенно на законных основаниях директор любой школы, где есть 10-й класс, может пять мест из каждых 30 зарезервировать под учеников из других школ. А своих туда «не пущщать».

Родители резонно возмущаются — но это же прямой намёк на коррупцию! Мол, хотите попасть «в резерв» — «позолотите ручку».

Педагоги, впрочем, возражают: резерв позволяет создавать конкуренцию и доукомплетовывать классы учениками с высоким уровнем успеваемости из других школ.

— Ситуация очень непростая. Те, кто идёт в 10-11 классы, они чётко ориентированы на получение максимально высокого балла по ЕГЭ. Собственно, и школа, и сами педагоги тоже мотивированы этим же. Чем выше результат у класса, тем выше престиж школы, учителя, ему проще получить более высокую категорию, а следовательно — и хорошую зарплату, — объясняет учитель химии и биологии одной из школ Оренбурга Наталья Борисовна И. (фамилию просила не называть).

— В этой парадигме слабые ученики — обуза для школы. Понятно же сразу, что они не тянут уровень, и из-за них средний балл по ЕГЭ будет низкий. Сразу возникнут вопросы у чиновников — а почему у вас так плохо госэкзамены сдают? Лишить коллектив стимулирующих! Но это ещё полбеды — сами родители будут забирать детей из школы и переводить в другие, где учителя не отвлекаются на слабых учеников, где есть шансы получить хорошие знания и балл на ЕГЭ.

Именно эту ситуацию откровенно описала родителям директор оренбургской гимназии № 5 Валентина Попова: там планировали создать два 10-х класса, но оказалось, что отличников хватит только на один. А второй придётся доукомплектовывать учениками послабее — в том числе и с других школ. На собрании директор гимназии № 5 сказала фразу «если я открою (второй 10-й класс — прим ред.)… к нам ринутся отбросы соседних школ», что вызвало бурю возмущения в социальных сетях.

— Формулировка ужасная по звучанию, но и педагогов надо понять. Ведь те родители, что сейчас осуждают директора — первые же побегут жаловаться, когда их дети провалятся на ЕГЭ. А провалятся потому, что учитель тратил время на «подтягивание» слабых учеников.

Мы забыли, какая была конкуренция в советское время! Тогда лишь один из 10 учеников шёл в 9 класс, сегодня же в городе идёт почти каждый второй, делится мыслями Наталья Борисовна.

— Я уже не говорю о том, что сейчас работать стало очень тяжело. Огромный объём материала, множество ограничений, да и современные дети крайне непросты в плане коммуникации. И родители не лучше — чуть что, жалобы. И разве кто-то признает честно, что ребёнок их ну явно не тянет, отстаёт в успеваемости? Скорее, обвинят педагога — мол, затравила дитятку…

Питомник гениев — любой ценой.

Гимназию № 2 Оренбурга теперь будет проверять прокуратура. Во всяком случае, заявление от родителей в надзорное ведомство на тему того, насколько правильным было проводить столь суровый отсев учеников, поступило. И нужно давать ответ.

При этом надо отметить, что вот уже много лет это учебное заведение считается элитным. Здесь больше всего выпускают медалистов — в этом году их было 10 человек. (всего в Оренбурге было выпущено 318 медалистов).

Но ещё более впечатляюще выглядит статистика по ЕГЭ. Всего в выпуске этого года в Оренбурге 240 вчерашних школьников набрали от 95 до 98 баллов. Из них 63 человека — или почти треть — выпускники «второй» гимназии.

Неудивительно, что учебное заведение вводит жесточайшие требования, чтобы удержать взятую планку. «Слабым» тут точно не место — испортят всю статистику. Да и в целом, во 2-й гимназии учатся дети многих областных чиновников, предпринимателей, в общем, элиты областного центра. Нагрузки колоссальные — расширенные образовательные программы, дополнительные занятия по углубленному изучению предметов, всевозможные кружки и секции… Здесь нет вторых — здесь все первые. Вторых просто отправляют восвояси — доучиваться в колледжи…

Управление образование при этом не видит никаких нарушений. Нина Гордеева в своём ответе на запрос редакции считает, что 54 ученика, признанных достойными учится в 10-м классе Гимназии № 2, приняты на основании рейтинга образовательных достижений, и рекомендованы к зачислению решением гимназической комиссии.

Впрочем, чиновников от образования тоже можно понять. Оренбург в этом году побил рекорд по медалям, превысив прошлогодний на 7 штук. Растут и показатели ЕГЭ: в этом году в Оренбуржье рекордное количество стобалльников: 129 школьников, хотя год назад среди выпускников их было 101.

Причём, повторимся, треть лучших результатов в городе (и фактически 15% показателей всей области) продемонстрировала всего одна гимназия. Впечатляюще? Вполне.

Но за скобками остаётся вопрос — а что же делать «отбросам», которые не прошли «конкурсный отбор»? Кто чуть-чуть не дотянул до нужных требований?

Недаром говорят пожилые учителя — и в Советском Союзе были элитные школы, но о такой чудовищной пропасти между «элитой» и «всеми остальными», что появилась сейчас в образовании, тогда не помышляли и в самом жутком кошмаре!

Впрочем, разве такая пропасть только в образовании? Школа - лишь отражение нашей жизни в целом, где давным-давно уже ты или пан - или пропал.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх